07.06.2023 10:21
Новости.
Просмотров всего: 17419; сегодня: 4.

История основания города Краматорска Донецкой области

История основания города Краматорска Донецкой области

Считается, что город Краматорск развился из основанной в 1868 г. железнодорожной полустанции Краматоровская Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Однако согласно данным археологов, люди здесь селились еще в глубокой древности. В XVII-XVIII вв. на этих землях проживали казаки Слободского казачьего войска, сюда бежали после подавления восстания Булавина крестьяне Белгородской и Воронежской губерний.

Постепенно казацкие старшины становились российскими помещиками и землевладельцами. Так, за усердную службу, хорунжий Степан Таранов в 1752 г. получил разрешение губернских властей поставить водяную мельницу на реке Дальняя Беленькая. Всего через год Таранов основал хутор на берегу реки Тор (в наше время – река Казенный Торец). Поселение, разросшееся до слободы и получившее название Белянское, стало основой будущего Краматорска. Потомки Таранова владели этими землями более ста лет.

Во время правления императрицы Екатерины II Слободское казачье войско упразднили. При императоре Павле I Белянская и окрестности вошли в состав Изюмского уезда Слободско-Украинской губернии, которую, в свою очередь, в 1835 г. преобразовали в Харьковскую губернию.

В середине 1860-х гг. император Александр II утвердил концессию на строительство железной дороги, намереваясь соединить Харьковскую губернию с центром России. Строительство новой магистрали обеспечило бы выход к Азовскому морю. 1 марта 1868 г. договоры на сооружение Курско-Харьковской и Харьково-Азовской железнодорожных линий заключили с коммерции советником С.С. Поляковым. К строительным работам приступили уже в мае 1868 г. В этом же году была основана полустанция «Краматоровская», а 6 июля 1869 г. началось правильное пассажирское и товарное движение на всем протяжении первого участка железной дороги от Курска до Харькова.

Спустя десять лет по инициативе известного мецената и железнодорожного строителя Саввы Мамонтова к полустанции примкнула ветка Донецкой Каменноугольной железной дороги, движение по которой открыли в декабре 1878 г. Полустанция Краматорская стала полноценным товарно-пассажирским узлом, станцией. Тогда же построили каменное здание вокзала, возвели дома для железнодорожников, водокачку, открыли почтовое отделение, аптеку, больницу, отделение банка, провели телеграфную и телефонную линии.

Первым промышленным предприятием на территории современного Краматорска считается кирпичный и алебастровый завод Эдгара Адельмана, где производили обыкновенный и огнеупорный кирпич, фасонные камни, известь и алебастр. В 1890 г. на предприятии уже работала паровая машина. Высокого качества красный кирпич завода Адельмана пользовался большим спросом. В конце XIX в. Э. Адельман продал свой завод, новый владелец переименовал его в «Краматорский огнеупорный завод В.В. Штерцера». К заводу была проложена узкоколейная железная дорога, построены новые кирпичные корпуса.

В конце XIX в. на землях, выкупленных у Белозеровых-Тарановых, открыли значительные месторождения железной руды. Для удовлетворения потребностей рудников и заводов Донецкого бассейна в конце XIX в немецкая фирма «В.Фицнер и К.Гампер» запустила механический и котельный заводы для производства чугуна, различного оборудования для железной дороги и работы на шахтах.

23 апреля 1899 г. был высочайше утвержден устав Краматорского металлургического общества, созданного «для приобретения, содержания и развития действий принадлежащих Обществу котельных и механических заводов «В. Фицнер и К. Гампер» механических заводов в Харьковской губернии, при станции Краматорской Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги, для добычи полезных ископаемых (за исключением драгоценных металлов), для устройства и эксплуатации механических, чугунолитейных, металлургических и горных заводов и для торговли предметами их производства». Собственностью Общества стали машиностроительный, литейный, чугуноплавильный, сталелитейный и прокатный заводы. Здесь производились железнодорожные конструкции, краны, подъемные машины, лебедки, компрессоры, насосы, сталелитейное и прокатное оборудование, паровые машины, паровозы, прессы, чугун разных сортов, сортовое и проволочное железо. Основной капитал Общества составлял 7 225 000 рублей. В 1917 г. численность рабочих только на заводах Краматорского металлургического общества составляла более 5 000 человек.

В Краматорской начало работу Акционерное общество цементных заводов «Гранулит», которому принадлежали предприятия по производству высокосортного цемента и кирпича. Также возникло «Акционерное общество портландцемента Константиновка», выкупившее один из участков земли Краматорского механического общества.

Население Краматорской в начале XX в. составляло более 12 тысяч человек. События первой русской революции не обошли стороной металлургические предприятия поселка. В конце 1905 г. начались забастовки, проводились демонстрации, но все антиправительственные выступления постепенно сошли на нет.

С началом Первой мировой войны заводы выполняли оборонные заказы. Выпускались снаряды, стволы полевых пушек, санитарные двуколки, ремонтировались паровозы, при этом продолжался выпуск шахтного оборудования. Все иностранные акционеры были обязаны продать свои акции и выйти из состава правлений. Из-за нехватки рабочих рук на заводах широко использовался женский труд.

Власть Советов пришла в Краматорскую без потрясений. Но в годы гражданской войны настали тяжелые времена. 27 апреля 1918 г. сюда вступили немецко-гайдамацкие войска, им на смену в ноябре 1918 г. пришел атаман Краснов с двумя полками. Красновцев 1 сентября 1919 г. заменили красные партизаны. Затем в июне 1919 г. ее заняли войска армии Деникина. Только к 1 декабря 1919 г. власть большевиков утвердилась окончательно, здесь началось становление важного промышленного центра молодой страны Советов. Строились новые заводы, расширялась инфраструктура, росло население. 20 июня 1932 г. Краматорск получил статус города.

В различных фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) находится на хранении значительное число документов, освещающих жизнь Краматорска за период с момента основания и до 1917 г. По материалам РГИА можно воссоздать историю постройки железнодорожной станции, историю строительства и работы его предприятий.

Текст: Т.В. Богданова, Российский государственный исторический архив (РГИА).


Исторические события:


Участники событий:


Участники событий:


Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА
Внешний и внутренний вид центральной электрической станции на станции Краматорская. Начало XX в. РГИА

Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1898–1899 гг. СПб., 1900. РГИА
Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1898–1899 гг. СПб., 1900. РГИА

Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА
Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА

Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА
Отчет правления Краматорского металлургического общества за 1912–1913 гг. Варшава, 1913. РГИА

Схема устройства телеграфа на ст. Краматорская Изюмского уезда Харьковской губернии. РГИА
Схема устройства телеграфа на ст. Краматорская Изюмского уезда Харьковской губернии. РГИА


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 5840 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_5105
Поделиться:

Интересно:

Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
17.04.2024 18:08 Новости
Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
18 апреля стартует всероссийский субботник по благоустройству памятных мест и воинских захоронений. Волонтеры приведут в порядок памятные места, посвященные защитникам Отечества, мирным гражданам, погибшим от рук нацистов в годы войны. Традиционно накануне Дня Победы «Единая Россия» и...
Как не попасть в сети кибермошенников
17.04.2024 16:24 Интервью, мнения
Как не попасть в сети кибермошенников
О профессиональной работе Следственного Комитета РФ по раскрытию сложных, тщательно замаскированных киберпреступлений рассказывается в очерке Александра Звягинцева, Заслуженного юриста РФ, Заслуженного работника прокуратуры РФ, секретаря Союза писателей РФ, заместителя директора Института...
Куда уехать от сезонной аллергии рассказали туроператоры
17.04.2024 10:36 Аналитика
Куда уехать от сезонной аллергии рассказали туроператоры
Для одних людей май-июнь – прекрасное время цветения, для аллергиков же – страшный сон. Куда можно уехать в путешествие, чтобы переждать сезонное явление, рассказали туроператоры. Эксперты назвали и санатории, в которых есть программы для лечения аллергических заболеваний...
Объем закупок госкомпаний у самозанятых составил более 2,2 млрд рублей
16.04.2024 17:26 Аналитика
Объем закупок госкомпаний у самозанятых составил более 2,2 млрд рублей
Свыше 2,2 млрд рублей составил общий объем закупок компаний с госучастием у самозанятых по итогам I квартала 2024 года. По сравнению с аналогичным периодом годом раньше этот показатель увеличился на 160%, при этом количество заключивших договоры поставок самозанятых увеличилось в 1,5 раза и...
В исторической игре «1418» приняли участие свыше 50 тысяч россиян
16.04.2024 14:33 Новости
В исторической игре «1418» приняли участие свыше 50 тысяч россиян
Более 50 тысяч человек по всей стране стали участниками Всероссийской исторической интеллектуальной игры «1418». Её посвятили событиям Великой Отечественной войны и наступательным операциям советской армии в 1944 году. Задания для игры составили на основе воспоминаний ветеранов, архивных...